Владыка Иннокентий провел службу в День памяти Иоанна Златоуста

26 ноября, в воскресенье, в День памяти святого Иоанна Златоуста в Успенском храме состоялась Божественная Литургия. Ее провел настоятель прихода епископ Иннокентий в сослужении клира.

В этот день в храме было особенно многолюдно. Прихожане поздравляли друг друга с праздником, а в самом конце службы владыка Иннокентий признес проповедь.

-В этот воскресный день хочется поздравить вас с Днем памяти Святого Иоанна Златоуста - святого отца нашей Православной Церкви, сподвижника, ревнителя благочестия, ревнителя церковных канонов. Сегодня мы совершили Литургию, составленную по его обряду и молитвенно снова и снова вспоминали его, так как Господь наделил этого человека даром красноречия во Святом Духе. Это мы ощущаем на Литургии, когда совершаем молитвы, это ощущаем мы, когда возвращаемся к его духовным книгам, составленных для нас с толкованием того литературного наследия, которое церковь сегодня питает. Сегодня во время литургии мы прочли отрывок Евангелия от Луки - всем известный отрывок Притча о милосердном самарянине. И снова мы размышляли о том, что в этой книге говорится.

Некий человек вышел из Иерусалима в Иерихон, но на его пути встретились разбойники, которые его избили, ограбили и оставили лежать едва живого на дороге, а сами скрылись. Так и остался человек лежать на дороге, а рядом проходили люди: священник, левит и самарянин. А самаряне тогда считались у иудеев презренными людьми. Тот самый самарянин, увидел этого несчастного, избитого разбойниками и оказал ему помощь. Самарянин, который для иудеев был человеком совсем чужим, и сложно было допустить, что кто-то из самарян мог помочь иудею или наоборот. Но в этой ситуации все случилось не так, как представляется человеской логике.  Самарянин оказался гораздо добродеятельнее и праведнее, чем те люди, которые как священник и левиит знали закон и, вроде бы, правильно поступили, но они же проходили с одной стороны мимо человека, который по их мнению был мёрта, а в законе значилось, что к мертвым телам прикасаться нельзя. Так и они размышляли между собой. Одна из причин, почему они не захотели помочь и прошли мимо, размышляя про себя - мертвый, значит я только сам себе наврежу и буду нечистым. Самарянин не оказался таким  ревнителем буквы закона, а проявил человеколюбие. Кто проявил большее человеколюбие - так это Христос. В этой притче самарянин - это и есть Христос. Между прочим Его называли иногда этим именем. Христос явил в этом мире свое новое учение о дружелюбии, сострадании, человеколюбии и, наконец, о милосердии и любви. Так вот Он являет и показывает, в то время, когда в прошлые Дохристовые времена, вроде бы и был закон в контексте заповедей - возлюби  Господа Бога и ближнего своего, как самого себя. Но возникли  размышления именно по этому поводу. Мол, кто является моим ближним? Может быть моим ближним является тот, кто по плоти мне родной или с кем мы имеем общие дела, наверно это и есть мой ближний, вот его то и буду любить. Возникает вопрос - а за границами вот этого перечня, они уже не мои ближние? Враги, может быть и не враги, а совершенно далекие от меня люди и на них обращать внимание не надо. Именно так и поступили эти представители дохристовой эпохи - священник и левит - представители Ветхого закона. Самарянин, то есть - Христос, открывает  другой закон о милости, о любви, который распространяется на того, кто во мне в данное время и не важно какой он национальности, образования, статуса в обществе - не важно, важно, что Бог этого человека любит и этому человеку сострадает. И мы должны поступать, как Христос в этой притче - по себе. Вот каков смысл этой притчи и  заключается он фразой Господа, заповедью. Господь  отвечает на вопрос кто мой ближний, не прямо, он как бы уклоняется и не пытается  устраивать дискуссию, а Он говорит: Иди и поступай так же, как поступил этот Самарянин, то есть как Я (он имел ввиду себя самого, того кто сотворил небо и землю, даровал человеку дыхание и жизнь, того, кто открыл человеку свет), имея ввиду себя самого, он пытается обратить внимание наше на то, каким образом наши отношения с другими людьми пребывать должны в Духе Святом. Ибо много бывает в жизни нашей того, что мы не обладаем, хотя бы простым дружелюбием и добрым пожеланием человеку, но это есть, то малое, что в силах совершить каждый из нас, а большое уже, дай Бог совершить, когда перед нами возникнет потребность оказать содействие и сострадание и будем совершать это по примеру Господа Нашего Иисуса Христа. Помоги нам в этом, Господи!

Владыка Иннокентий напомнил и о том, что с 28 ноября текущего года начинается Рождественский пост, который продлится вплоть до 6 января 2018 г.

-С 28 ноября у нас начинается подготовка к Великому празднику Рождеству Христову - начинается пост Рождественский. Каждый знает, как ему следовало бы поступать в это время и вести свою духовную жизнь. Мы будем ставить пред собой цели, возвышающие нас, цели, которые позволят нам достигать тех добродетелей, которые мы еще не успели совершить, может быть в первую очередь любви и сострадание потому, что в обычной жизни мы бываем черствыми, окаменелыми и бесчувственными, жестокими и раздражительными. И может быть в это время пост, как дисциплинирующий для нас период жизни, позволит нам сдерживать себя, подавать со своей щедрой руки тому, кто в этом нуждается. И в этом и есть как раз одно из проявлений той заповеди, которую Господь в Притче о милосердном самарянине для нас раскрыл. Иди и поступай, твори любовь, твори милость, чтобы Бог тебя помиловал. Спаси Господи!