Владыка Иннокентий об Итогах Архиерейского собора 2017 г.

16 декабря в учебном классе храма Успения Божией Матери состоялось приходское собрание, на котором настоятель храма епископ Иннокентий рассказал собравшимся о том, как проходила работа Архиерейского собора 2017, в котором он лично принимал участие. Какие решения были приняты и как они в той или иной степени касаются жизни нашей епархии и прихода.

Начали с общей молитвы, а затем владыка Иннокентий рассказал, что Архиерейский собор проходил с 29 ноября по 2 декабря текущего года в зале Церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве на Котельнической набережной. Для тех, кто не был в столице сообщаем, что это огромный храмовый комплекс, благодаря строительству которого сегодня у нас появилась возможность помолиться и собраться для обсуждения важных вопросов РПЦ в большом и современном зале, который  позволяет собрать здесь весь епископат Вселенской Православной Церкви - настолько он вместительный. В таком месте можно проводить любые мероприятия.

- Наш Архиерейский собор 2017 года проходил в контексте юбилейных торжеств, посвященных 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, - рассказал собравшимся владыка Иннокентий. - Напомню, что патриаршество было ликвидировано мерами государственного воздействия еще в эпоху правления Петра I в 1721 году, точнее, даже еще раньше и вплоть до 1917 г. патриаршество - как каноническая структура высшей церковной власти - отсутствовало. Вместо патриарха был Святейший Синод. И только 1917-й стал годом, о котором мы сейчас говорим, как о революционном событии, но и для Церкви он стал годом восстановления ее канонического состояния, ее единства, в том числе и внутреннего, потому что патриарх - это не просто фигура, которая является высшим руководством, а, говоря о Церкви, тем человеком, который является и предстоящим молитвенником за весь народ перед Престолом Божиим. Это показывает церковная история, это объясняет церковная традиция и богословие. Все об этом говорит, и тогда произошло совпадение, что в октябре 1917 г. случились одновременно и большевистский переворот, и избрание патриарха. Последнее - это Божие Знамение. Несмотря на перемены политические, Церковь, напротив, вошла в этот сложный постреволюционный период, укрепляемая Божественной помощью восстановления патриарха. Если рассмотреть все последующие события, то мы увидим, что наличие патриарха, вплоть до 1925 г.  да и впоследствии тоже, позволило иметь стержень, вокруг которого удалось сохранять и оберегать единство, хотя Церковь и столкнулась с очень жестокими гонениями и внешними, и внутренними, и немало было таковых, которые готовы были разодрать Тело Христово . Святейший Патриарх Тихон и его последующие преемники стояли на канонической норме, позиции защиты единства православия - законной православной иерархии. Что, конечно, позволило сохраниться Церкви как таковой и дойти до сегодняшнего такого возрождающегося ее состояния. Таким образом память о восстановлении патриаршества стало лейтмотивом всего нашего Архиерейского собора.

Молебен перед мощами святителя Тихона предварил его открытие. К началу собора в Храм Христа Спасителя из Донского монастыря были принесены честные мощи святителя Тихона, Патриарха Московского. За Литургией молились сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и, прибывшие на Архиерейский собор, иерархи.

Еще до начала Богослужения в центре храма была установлена новая рака для честных мощей, созданная специально к 100-летию восстановления патриаршества. Накануне, 18 ноября 2017 г., в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, рака была освящена патриархом Кириллом в Большом соборе Донского монастыря.

Владыка Иннокентий рассказал вкратце историю, как были обретены мощи святителя Тихона:

-1995 год. Церкви передали Донской монастырь не полностью, а частично. Разумеется, были противники возвращения церковного имущества. Вероятно, кто-то  из таковых бросил бутылку с зажигательной смесью в малый собор Донского монастыря. Храм  выгорел полностью, после пожара начались восстановительные работы. Одновременно проходили поиски захоронения святителя Тихона, т.к. никто не знал, где же именно находятся его мощи. Скорее всего после похорон, тайно было произведено перезахоронение, чтобы останки не смогли обнаружить и уничтожить. Свидетельства о том, что они находятся в стенах монастыря были, но вот точного места никто не знал. Когда начались поиски, то на пепелище вскрыли пол, а под ним был обнаружен дубовый гроб. В нем и сохранилось нетленное тело патриарха Тихона и даже части его одежды. Находка вызвала горячий отклик в сердцах верующих, т.к. это был знак того, что пришли иные времена. Святые мощи и были принесены в храм, а мы во время собора каждый день молились, совершали Литургии и молебен патриарху Тихону.

И еще одна из важных тем, под эгидой которой проходил наш Архиерейский собор. 2 декабря - в день заключительного заседания, прибыли предстоятели и представители большинства поместных Православных Церквей таких кафедр, как Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская  др. Это стало важным знамением того, что между православными церквями Вселенской Церкви поддерживается братское единение, несмотря на разночтение и разнопонимание процессов, происходящих внутри. 4 декабря мы совершали вместе Литургию. Все это показатель того, что Церковь пребывает в единении и стремится поддерживать именно такие отношения.

Еще раз напомню, что сам собор проходил четыре дня. В нем участвовало более 300 архиереев (всего их - 380. Русская Православная Церковь - самая большая церковь в мире).

Сам патриарх выступил с большим докладом, в котором обозначил текущее состояние церковной жизни. Это был емкий рассказ, в котором он обозначил все темы, принимаемых нами решений на соборе. В числе вопросов, обсуждаемых нами, была затронута тема об "Екатеринбургских останках".

Дискуссия, развернувшаяся вокруг того, кому они могут принадлежать, продолжается. Еще в прошлом году Архиерейский собор при поддержке науки согласился на проведение новых исследований, включая комплекс вопросов: генетическую экспертизу, антропологическую, историческую, баллистическую и др. Следственным управлением вместе с церковной комиссией было обозначено проведение 34 экспертиз, на данный момент завершено - 24. Кое-что из итогов экспертных заключений уже публично оглашено. Их можно посмотреть на сайте: www.pravoslavie.ru , который ведет Сретенский монастырь в специальной рубрике "Екатеринбургские останки".

Нам сообщили о следующих предварительных выводах: версия о сжигании тел царской семьи, не находит подтверждения у современных экспертов. Скорее всего происходило поэтапное сокрытие следов преступления, что подтверждается многими фактами, в том числе место их обнаружения - Ганина Яма и Поросенков Лог. Сегодня все еще стоит вопрос: кому могут принадлежать костные останки? Можно сказать, что один из найденных скелетов (с достоверностю 99%) может принадлежать доктору Евгению Боткину. (На то имеются серьезные обоснования). Что же касается остальных останков, то современные рентгенологические исследования обнаружили следы удара саблей, а как известно, таковую, еще будучи цесаревичем, Николай Александрович получил во время своего путешествия в Японию в 1891 г. Исследования, проведенные в 1998 г. не нашли этого следа, а сейчас он обнаружен благодаря современным методам и возможностям. Хотя имеется ряд вопросов, пока не получивших ответов. Возможно, все прояснится после генетической экпертизы, которая еще не завершена и проходит сложное структурно-молекулярное исследование. На этом настоял патриарх, кроме него лично никто не знает о том, кому зашифрованные материалы могут принадлежать. Исследования проводятся за границей. Ученые проводят их "вслепую", не зная откуда взят материал: от останков Александра III или от останков черепа № 4. Будет сделано сравнение и данные будут представлены сначала Синоду, который и сообщит о результатах позднее. Нас предупредили, что, возможно, в следующем году будет проведена встреча по этому поводу, а пока было принято решение, что Церковь выражает надежду, что в будущем времени будет поставлена точка в этих упомянутых исследованиях, а являются ли эти останки святыми мощами царских страстотерпцев решит Архиерейский собор.

На этом же заседании был решен еще ряд вопросов. В частности, речь зашла о жизни монастырей и монашествующих. Хотя, к нашему приходу таковые не относятся, но кто знает - среди наших прихожан, возможно, окажутся люди, которые захотят принять монашество. Положение о монастырях и монашествующих разрабатывалось на протяжении последних семи лет. Почти на 50-ти страницах оно содержит информацию, в том числе, краткое, четкое и логичное изложение того, что есть монашество; как устраивается жизнь монаха в монастыре, в личном плане; какие послушания он несет; как должен молиться; какие положения существуют, если человек захочет отказаться от монашества и др. Документ был утвержден Архиерейским собором.

Еще один документ, который был принят на Архиерейском соборе, "О канонических аспектах церковного брака". В нем ничего нового не излагается, кроме того, что систематизированы каноны и нормы, которые уже ранее в Православной Церкви были заложены. Отдельно прописано, что браки между лицами одного пола Церковь не признает и признавать не будет. В этом же документе заложено обоснование на каких условиях совершаются браки. Прописана историческая канва, которая объясняет, почему именно Церковь стала совершать таинство брака, как такового. Это связано с тем, что первоначально брак связывался с публичным объявлением мужем и женой о том, что они вступают в союз. Изначально Церковь приняла на себя совершение государственного фиксирующего акта о том, что брачный союз объявляется и  был этап, когда Церковь имела государственные функции регистрации браков и она совершала подобные акты одновременно с таинством венчания. Когда же в некоторых странах, в том числе Советском Союзе, произошло отделение Церкви от Государства, то церковь перестала совершать государственную регистрацию брака и эта функция была передана Загсам (кстати, в этом году исполняется 100-летие Загсов), то в церкви остались браки церковные, являющиеся благословенными. Тем не менее для нас важен факт того, что мы считаем законность брака. Брак считается совершенным с того времени, когда он регистрируется. Эта древняя норма. Если он регистрируется, то он является законным браком. Мы не можем называть законным браком гражданское сожительство. Чтобы брак был благословенным, супруги должны обвенчаться. Хотя и здесь имеются вопросы. Что делать, если в брак вступают православный и человек иного традиционного христианского исповедания? Как в этой ситуации поступать? В настоящее время такие браки благословляются (с католиками, например, при условии, что дети будут воспитываться в Православии). В нашем приходе и в епархии таковых еще не было. Как правило, вопрос о смешанных браках стоит за границей.

На Архиерейском соборе мы рассмотрели еще ряд документов: о церковных наградах, о реформе духовного образования. Завершая свое выступление о прошедшем Архиерейском соборе, еще раз хочу подчеркнуть, что он был продуктивным, т.к. за время его работы принято несколько серьезных документов, которые связаны с сегодняшней жизнью нашей Церкви. На этом соборе выступил президент страны Владимир Владимирович Путин, который прибыл в зал Церковных соборов вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В своем слове глава российского государства обратил внимание на то, что церковь со времени избрания патриарха Тихона, обрела свою правильную законную каноничную форму существования и далее, он признал, что в отношениях между церковью и государством в прошлом были допущены ошибки, но в настоящее время позиция заключается в том, что государство считает важным роль Церкви в обществе особенно в тех направлениях, в которых могут быть найдены совместные вопросы, такие как духовно-нравственное воспитание молодого поколения, социальная деятельность, патриотическая деятельность и др. Президент закончил свое выступление словами: "С Богом!"

После него выступил патриарх, который поблагодарил  президента за то, что впервые в истории последних столетий глава государства посещает Архиерейский собор, и вспомнил из Синодальной истории период, когда не было патриарха, а был всеведущий, всезнающий и господствующий обер-прокурор - это был чиновник, который от имени государя руководил Синодом. Это была эпоха насилия над Церковью. По мнению патриарха, мы не можем однозначно восхищаться Синодальной эпохой, когда много чего было сделано полезного, но с точки зрения церковно-государственных отношений она была отнюдь не лучшим периодом. Обер-прокурор довлел над всеми и вся.

Патриарх поблагодарил Владимира Владимировича за то, что тот в период, когда могло возникнуть министерство контроля по делам религии, президент отказался от этого предложения и не стал его вводить. Я думаю, что церковь может ожидать и в дальнейшем невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, так же как и сама Церковь не вмешивается ни в политические, ни в какие другие дела государства. И эта каноничная позиция известная с давних времен.

В целом Архиерейский собор выполнил те задачи, которые перед ним стояли. И теперь, когда мы вернулись из Москвы в свои епархии, приходы и храмы, продолжаем свою общую вместе с вами задачу - нести слово о Христе, свидетельствовать о жизни вечной.

По окончании встречи присутствующие задали владыке Иннокентию ряд вопросов, касающихся присутствия Украинской Православной Церкви и ситуации в Иерусалиме.