В Успенском храме напомнили о том, почему необходимо соблюдать Великий пост.
3 марта, в пятницу, в Успенском храме настоятель прихода епископ Иннокентий в сослужении духовенства совершили Литургию Преждеосвященных Даров и освятили коливо.
В пятый день первой Седмицы Великого поста в храмах освящают коливо - традиционную сладость Великого поста. Это скудная пища из зерен, орехов, фруктов и меда, которая поможет нам помнить о смысле поста - хранении себя от любой нечистоты и скверны. Само коливо благословляется и раздается верующим.
В субботу первой недели Великого поста мы вспоминаем великомученника Федора Тирона, который во времена Юлиана Отступника избавил постившихся от оскверненной пищи. В память об этом, накануне субботы, в храмах освящается и вкушается то самое коливо.
В своей проповеди владыка Иннокентий сказал:
-Мы с вами совершили Литургию в память о святом великомученнике Федоре Тироне, и в память о нем же провели освящение плодов, семян, фруктов... Эта история свидетельствует о том, как надо поститься. Я думаю, что и ныне она актуальна. И хотя сегодня рядом с храмами на базарах не продают пищу, посвященную разного рода идолам, тем самым несуществующим богам или, точнее сказать, бесам. Я это говорю к тому, что в те времена, многие стремились каким-либо образом унизить христиан, которые постясь, отдавали свою жизнь Господу Иисусу Христу. Унизить старались тем, что пытались тайно осквернить пищу, которую и продавали на торгах. А христиане, покупая и принимая ее, тем самым оскверняли себя. Но тайное становится явью. Ведь ничего от Бога скрыть нельзя. И тогда Господь открыл во сне епископу этого града весть о том, что он должен предупредить всех христиан о том, чтобы в Великий пост никто из них на торгу ничего не покупал, и они готовили бы пищу самостоятельно - самую простую: зёрна, выращенные на полях, к примеру, пшеницу. Варили ее и ели. К архиерею явился святой мученик Федор Тирон, который и предупредил его, как надо поступать. Поэтому в первую пятницу Великого поста Церковь творит память об этом святом и освящает плоды и зерна варенные, чтобы мы хранили память об этом предании и одновременно, понимали, что пища - ту, что мы едим, имеет, в духовном плане, для человека значение. Конечно, мы можем сказать, мол, мы помолимся, пищу перекрестим и все будет нормально. Но с другой стороны, если мы будем знать, что эта пища жертвенная - она освящена в честь других богов, то христианин не должен такой пищи вкушать. Когда он знает об этом и идет намеренно на нарушение запрета, то он - предатель. Великий пост приписывает нам воздержание от многих яств, от многих приятных вещей в ней. Ведь имеется же у нас истинное утверждение Церковных правил и, с другой стороны, - призыв к дисциплине поста. Не для каждого может быть одинакова мера поста. Есть некое снисхождение, которое люди от природы, исходя из своей немощи, из своих возможностей и своего опыта бытия. Но вы должны понимать, что есть некая дисциплина, руководствуясь которой нельзя так относиться к посту. Мол, подумаешь, молоко оказалось в печенье. Возможно, и подумаешь, если произойдёт это случайно, а если нет, то возникает вопрос. Ведь Церковь говорит, что этого не надо вкушать, и это грех, а вы противоречиво не согласны.
В этой связи мне хочется сказать, как телесное и духовное в человеке взаимосвязаны. Душа и тело в единстве пребывают, поэтому в Великий пост, насколько возможно, надо соблюдать его и не вкушать мясо, молоко, яйцо - ни при каких условиях. И такой лини надо придерживаться от первого до последнего дня поста. Она нас ведет к тому, чтобы мы были вместе с Церковью. Находясь в храме, мы молимся и настраиваемся к единству с ней, а не на то, чтобы самостоятельность проявлять себя - сегодня буду поститься, а завтра - не буду. Мы с Церковью должны пребывать в единстве, так как вне ее человек не может спастись. Вот и сейчас к нам в храм прибыла святая икона Божией Матери "Призри на смирение". Разве может такое чудо произойти дома? Нет. Ведь это может быть только в стенах храма. Это Божье установление, данное нам Церковью, Христом, ее таинствами, ее обрядами и ее молитвами и, когда мы сюда приходим надо открывать свои сердца, и тогда Божья благодать нас будут сама очищать, невидимо и незримо, даже если мы этого не понимаем. Через некоторое время вы придете и увидите, какие произойдут изменения. Поздравляю Вас с началом Великого поста!
-