Нелли Мизь: "Успенский храм Владивостока четыре раза менял свое местоположние". Продолжение

Продолжение. Начало в http://vladhram-uspenie.ru/nelli-miz-uspenskij-xram-vladivostoka-chetyre-raza-menyal-svoe-mestopolozhenie

В конце 1865 г. Успенская церковь была перенесена на новое место - от берега бухты Золотой Рог на 33 сажени (70 метров) севернее, то есть выше. При этом была заменена часть уже истлевших бревен строения. Гаккель, инженер морской строительной части, возвел над ней купол. Сохранились фотографии храма того времени, но скорее этого были рисунки. Вот один из них, так она выглядела или иначе, но это только рисунок - плод фантазии нашего приморского художника Геннадия Приходько.

Существует и еще одно доказательство, как внешне выглядела Успенская церковь. Именно так ее изобразил очевидец. Недавно у нас в гостях были прямые потомки семьи Унтербергера. Эрика Унтербергер, правнучка Павла Федоровича Унтербергера, генерал-губернатора Приамурского края, привезла рисунок своего отца, который в 1959 г. по памяти изобразил Владивосток. Кстати, контурами она очень напоминанает ту церковь, которую изобразил художник.

Возвращаясь к истории церкви, обратим внимание на послание отца Валериана, которое было адресовано губернатору Приморской области: "Владивостокская церковь нуждается в нижеследующих предметах. Во-первых, необходима колокольня и вокруг церкви ограда, на что требуется, как материал, так и рабочие. А церковь не имеет на то средств и вольных рабочих даже за деньги их трудно достать. Посему покорнейше прошу, Ваше Превосходительство, предложить здешним властям озаботиться дополнительной достройкой церкви. (И действительно, даже на рисунках той поры нет ни ограды, ни колокольни).

Во-вторых, не приготовляются отрядами дрова для топки, отчего церковь бывает холодна, а в крайности издерживаются порядочно денег для топки, которая сумма должна быть употреблена на украшение храма.

В-третьих, в прежние годы ходил в церкви ночной сторож из отряда, но с 1867 г. , якобы из-за недостатка людей, он не ходит. Поэтому покорнейше прошу, Ваше Превосходительство, на выше обращенные требования завести свое распоряжение о чем удостоверить меня уведомлением".

Это обращение священника не осталось безответным. 12 июля 1868 г. временный губернатор дал распоряжение начальнику поста Владивосток: "Предлагаю производить отопление церкви непременными средствами, если будет необходимость, то поставить в церкви ночной караул..."

О третьем местоположении храма

Несмотря на старания отца Валериана и последующих настоятелей, церковь ветшала. Ведь у нее не было фундамента, а была она деревянной, и кроме того, она стала мала для Владивостока, так как пост развивался и рос. Поэтому  и появилась необходимость строительства нового большого храма.

В 1876 г. в 10 метрах от существующей церкви состоялась закладка уже третьего, но на этот раз каменного храма. Церковное попечительство на это дало свое благословение. Обратились и к генерал-губернатору об открытии по всей империи подписки на сооружение храма во Владивостоке и такое разрешение было дано, так как на строительство каменного храма требовались немалые средства. Ведь это не простой сруб из бревен возвести. Так всем миром и начали строить новую церковь, ставшую со временем кафедральным собором. Он строился 13 лет, довольно долго. Дело в том, что в начале, когда уложили фундамент, то по разным причинам (основаная - нехватка денег) он еще долго стоял без движения. Правда потом снова за него взялись, но после обследования оказалось, что он выполнен некачественно и тогда его убрали и приступили к новому, а саму церковь решено было несколько сдвинуть. Первоначально часть ее выдвигалась на улицу Пушкинскую (примерно там, где сейчас вход в Художественное училище). Когда решили ее сдвинуть, то соответственно и фундамент уложили, для чего пришлось убрать дом священника, который стоял примерно перед нынешним Пограничным управлением.

Тем временем начали поступать средства. На них соорудили фундамент и продолжили стройку. В 1889 г. ее освятили. Успенская церковь - это каменный храм, который был построен по типу хабаровского, такой же крестово-купольный архитектуры. Со временем она стала кафедральным собором.

С Успенским храмом связаны судьбы многих людей. Настоятелем этого собора 18 лет был Александр Муравьёв. Он не раз упоминал о памятнике. (на фото Успенского храма виден памятник. Это место, где стоял деревянный Успенский  храм. Мы знаем, где заложен храм, там ангел спустился, то есть оно свято и потому сохранялось. Сначала здесь стоял памятник, а потом появился шатер, в котором проводили богослужения во время больших праздников, когда прихожане не все могли поместиться внутри собора).

Соборный дом, в котором мы сейчас с вами находимся, был построен в 1909 г. Для  чего его возвели? Когда его строили, то в газетах 1909 г. развернулась настоящая полемика. Считали, что его нельзя строить, так как он загородит, загромоздит и повредит внешнему виду кафедрального собора, но в результате, когда он появился, опасения были напрасны. В нем находились: библиотека; комната для сторожей; помещение, в котором крестили младенцев в холодное время (в Успенском соборе, хотя было проведено паровое отопление, внутри было холодно, т.к. собор был очень большой); здесь же проходили приходские собрания.

На прилегающей территории был разбит сад. Прихожане высадили 250  деревьев. Кстати, часть его и по сей день сохранилась. Понятно, что молодые деревья уже подросли. А самые большие деревья во дворике Успенского храма, они из того самого соборного сада.

На фото можно рассмотреть и тот самый храмовый памятник и плиту над захорнением. В соборной ограде Успенского кафедрального собора были похоронены три священника. За прошедшие годы ничего не изменилось и они до сих пор находятся здесь. И очень хорошо было бы не забывать об этом, порой вспоминать и чтить их. Еще недавно часть надгробия, на котором был выбит крест, извините, валялась.

Я уже упомянула о личности отца Александра Муравьёва (1856 - 1918 гг.). Это последний настоятель Успенского кафедрального собора. О нем есть упоминание в книге по истории Восточного института. Не удивляйтесь, что указаны инициалы О.А. Муравьёв, имелось ввиду "отец Александр Муравьёв". Кафедральный протоиерей Александр Иванович. В 1900 г. ему было 44 г. Он окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1900 г. состоял членом Владивостокской духовной консистории, был председателем Владивостокского епархиального училищного совета, членом Владивостокского комитета православного  миссионерского общества, цензором проповедей, представляемых священниками города Владивостока, преподавателем богословия в Восточном институте, законоучителем в мужской гимназии, депутатом от духовенства в Думе города Владивостока, членом различных благотворительных обществ.

К нему обратились с просьбой составить списки священнослужителей, захороненных в ограде собора. Дело о доставлении Его Императорскому Высочеству Великому князю Николаю Михайловичу сведений о лицах, погребенных на кладбищах Владивостокской епархии  с обозначением надгробных надписей. После получения предписания он составил списки, в которых значился: протоиерей Иоан Верещагин (умер 24 августа 1872 г., 52-х лет, похоронен в ограде Успенского собора), священник Михаил Александрович Воронцов (скончался 2 июня 1882 г., 45-и лет) и др. Подписал этот список настоятель Успенского собора протоиерей Александр Муравьёв.

А уже о его кончине сказано в газете "Дальневосточная окраина" за 1918 г.: "Притч и староста Владивостокского кафедрального Успенского собора извещают о кончине настоятеля собора протоиерея Александра Ильича Муравьёва, последовавшей 22 декабря. Погребение имеет быть сегодня 4 января в 11 часов утра в ограде кафедрального собора".

Нелли Григорьевна рассказал еще об одном значимом событии:

-Был такой священнослужитель отец Дамаскин (в миру Дмитрий Дмитриевич Дамаскин) (1878-1937 гг.). Окончил Духовную семинарию в Одессе, Восточный институт во Владивостоке, учился в Киевской духовной академии (не окончил ее по причине революции). Был миссионером при Пекинской духовной миссии. 14 сентября 1923 г. хиротонисан в Москве святейшим патриархом Тихоном в епископа Стародубского. 27 ноября 1929 г. арестован в Стародубе и приговорен ГПУ к 10 годам лагерей. С 10 сентября 1937 г. - в Карагандинском лагере. Приговорен к высшей мере наказания в Карагандинском концлагере, там же был расстрелян. Причислен к лику святых Новомученников и исповедников Российских архиерейским собором РПЦ в августе 2000 г.

В этом году исполняется 140 лет со дня его рождения. Дни памяти священномученика Дамаскина, епископа Стародубского: 22 января и 2 сентября.

На фото - он в арестанской одежде. Его имя связано с теми событиями, о которых я хочу вам рассказать. Вы знаете о событиях Первой русской революции 1905-1906 гг. Во Владивостоке тоже стреляли. Вспомните Людмилу Волкенштейн.

А что же это была за революция, по крайней мере здесь, у нас во Владивостоке?

О ней мы знаем, пожалуй, из учебников советской школы. Если отстраниться от тех догматических суждений, о которых нам известно, то события во Владивостоке разворачивались по такому сценарию. Что же  происходило у нас в городе? Летом 1905 г., после оконания Русско-японской войны, во Владивостоке оказалось большое количество участников этой самой войны из числа запасных и бывших военнопленных. Действительно, из Японии их доставляли сюда. В то время население города возросло в три раза! Не хватало ни жилья, ни продовольствия, ни одежды. Все прибывшие томились в ожидании возвращения на родину: отправить всех по железной дороге за один раз было невозможно, т.к. она была одноколейной; пароходов тоже не хватало. И вот это скопище людей, которые нахлебались за войну - озлобленное и измученное. Среди них было много недовольных, т.к. отправка на родину - в Центральную часть России - задерживалась. После опубликования манифеста от 17 октября 1905 года о даровании гражданских и политических свобод, обстановка в городе еще более обострилась, чему немало поспособствовала агитационная работа эссеров. Она началась еще в японских лагерях, в которых содержались наши пленные.

30 октября в 12 часов дня во Владивостоке несколько запасных нижних чинов и матросов поссорились с китайскими возчиками и лавочниками на Мальцевском базаре (он рассполагался в районе остановки общественного транспорта "Стадион "Авангард"). Вокруг ссорящихся собралась толпа из запасных солдат, матросов, рабочих, среди которых нашлись подстрекатели, призывающиие наказать торговцев за высокие цены на товары первой необходимости. Толпа разгромила китайские киоски, а в них тайком продавалась водка, которой оказалось более чем достаточно, чтобы разгорячить толпу до крайности. Теперь уже пьяная людская масса на улицах Алеутской и Светланской била витрины и к 16 часам в городе начались первые пожары. На Светланской улице подожгли дом Галецкого "Золотой Рог", магазин Кунста и Альберса и др. владельцев. Сгорело деревянное здание Морского собрания вместе с ценнейшей библиотекой, уже позднее возвели каменное. Здание Военно-окружного суда, гостиница "Централь" и  много частных домов, в том числе принадлежавших бедноте. К 18 часам вечера Владивосток пылал со всех сторон, слышались выстрелы, а жители, оставляя имущество, укрывались там, где могли. В разгар этих событий, около 19 часов вечера, к настоятелю Успенского кафедрального собора обратился отец Дамаскин, вольнослушатель Восточного института, и заявил, что многие горожане изъявляют желание отправиться Крестным ходом в восточную часть города, где интесивно вспыхивали пожары с надеждой, что погромщики при виде святых икон и крестов, образумятся и прекратят насилие, грабежи и поджоги. И этот необычный спасительно-усмирительный крестный ход состоялся.  Его возглавили: ключарь собора протоиерей Николай Чистяков (его дом и по сей день стоит на Океанском проспекте, на котором кирпичем выложено  "Н.В.Ч." - здесь около него в советское время стоял памятник Феликсу Дзержинскому и все полагали, что это ВЧК, а на самом деле "Н.В.Ч." - это священник Николай Васильевич Чистяков. Он писал такие потрясающие филологические исследования), иероманах Дамаскин.

Священники и прихожане отправились Крестным ходом с хоругвиями, иконами, в числе коих была и всеми известная Порт-Артурская икона Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (интересное свидельство, в 1905 г. она была во Владивостоке).

Под  звон колоколов, с пением "Пресвятая Богородица, спаси нас" Крестный ход направился в Матросскую слободку, усмирять мятежную толпу, несмотря на грозящую опасность от пьяных и озверелых людей. Возвратился он в собор к 22 часам вечера. Участники шествия рассказывали, что в некоторых местах приходилось продвигаться по улицам среди горящих с обеих сторон домов, причем  искры от пожаров сыпались отовсюду. При приближении, освещенного языками пожаров Крестного хода, при раздававшемся среди этого кромешного ада пения, мятежники на время останавливались от грабежей, иные приходили в себя и присоединялись к этому крестному ходу и даже в опасных местах переносили священников сквозь огонь, прикрывая иконы от искр полами своих шинелей. Сам отец Дамаскин отстал от крестного хода и остался один в восточной части города. Он увещевал матросов и потом один с крестом в руках, появлялся в разных районах города среди бунтовщиков, призывая их к порядку. Он обещал доложить коменданту об их требованиях и нуждах, и приглашал на встречу с нижними чинами. Свое слово он сдержал. На следующий день, 31 октября, к 10 часам утра, сразу после окончания богослужения, иеромонах Дамаскин прибыл в собор и сообщил настоятелю, что здесь у храма состоится встреча нижних чинов с комендантом крепости. На соборной площади до прибытия коменданта был отслужен молебен, затем настоятель прочитал собравшимся манифест, объясняя при этом, что надо подразумевать под истиной свободой. Вскоре, прибывший комендан генерал-лейтенант Казбек, сумел решить многие поставленные вопросы.

И хотя полностью беспорядки в городе после этой встречи не прекратились, но участие священнослужителей в значительной степени нормализовало обстановку. Город серьезно пострадал во время погромов 1905 г. Общий убыток оценен в 10 млн. руб. Погибло около 200 жителей города, не считая китайцев.

Газета "Далекая окраина" от 29 ноября 1907 г. опубликвала сообщение о вознаграждении китайцам, пострадавшим от беспорядка. Китайский дипломатический представитель в Санкт-Петербурге известил Вай У Бу о том, что русское правительство согласилось удвоить первоначальное предложенную сумму вознаграждения китайцам за убытки, понесенные во время беспорядка во Владивостоке в ноябре 1905 г. Всего решено было выдать 500 тыс. руб.

Успенский  кафедральный собор не остался в стороне. Для оказания помощи пострадавшим во Владивостоке были образованы два комитета: думский и исполнительный, Красный крест оказывал помощь и православная церковь тоже. Преосвященный Евсевий, первый епископ Владивостокской епархии, распорядился о кружечном сборе в церквах всей епархии в течение декабря 1905 г.  В кафедральном соборе такой сбор начался 6 ноября. В этот день приглашал к пожертвованию на погорельцев настоятель собора протоиерей Александр Муравьёв. Он выразил сожаление, что виновниками погрома, к стыду истино русских людей, явились некоторые нижние чины, кои позабыв свой долг, свою присягу, полагая жизнь свою за Отечество причинили громадный вред этому Отечеству, повергнув многих его членов своим буйством в нищету и побудив своим насилием искать спасения у китайцев и даже у своих недавних врагов японцев.

Что касается судьбы кафедрального собора?

Я не стала о нем подробно рассказывать. Напомню, что н был построен по типу хабаровского. Освящен 6 декабря 1889 г. Строился он по проекту инженера В.С. Шмакова, а достраивали его: Зеештрандт - военный архитектор-строитель, а когда тот уехал на Запад, штабс-капитан Вацлав Игнатиевич Жигалковский, который построил в Приморье военный городок в селе Раздольном. С приходом Советской власти появилось Обновленческое православное общество. Был опубликован приказ, который запрещал священническую деятельность Чистякова, Неженцева и др. Обновленческая, так называемая новая православная церковь, существовала недолго. Прихожан стало немного и городские власти решили в соборе устроить кинотеатр для военных, но внимательно оценив решили, что особенности архитектуры этого здания не позволяют использовать его, как кинотеатр и вскоре его взорвали. А на трети  части фундамента и частично из остатков материалов построили жилой дом для партактива. Но жилось партактиву здесь не важно, поэтому его передали Музыкальному училищу, а потом - Художественному, но стоит здание на фундаменте Успенского кафедрального собора. Закладная пластина была чудесным образом обнаружена при прокладке канализационного коллектора. Отец Сергий Чашин, который здесь в то время служил, негодовал, что через бывшую алтарную часть собора собираются прокладывать канализацию. К кому он только тогда не обращался, но в ответ слышал, что для подтверждения необходимы документы. Увы, их не было и строители приступили к работам. И вот в День памяти Царской семьи в Успенском храме была служба. И тут пришел рабочий, который ковшом экскаватора зацепил камень, а в нем лежала закладная пластина. Так и нашелся документ, а канализационный коллектор прошел по другй стороне улицы. На все воля Божия. Подпорная стена хорошо сохранилась. По ней можно судить о размерах собора...

Лекция собравшимся очень понравилась и вопросов к Нелли Григрьевне было много.