На Великую пятницу сама природа плакала

"Отче! Прости им, ибо не знают, что делают..." Лк. 23,34

Страстная неделя - шесть самых важных дней в году жизни христианина. В каждый из них - особая служба и особый смысл. Один из них - Великая пятница - день страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа.

7 апреля в храме Успения Божией Матери прошли Богослужения Великой пятницы: утром - Царские Часы, Изобразительные, днем - Вечерня и Малое Повечерие, вынос плащаницы, а вечером - Утреня и Чин погребения. В Великую пятницу Литургии не бывает. В этот день сам Господь принес Себя в жертву, поэтому и совершаются Царские Часы.

Христос умер около 3 часа дня. Мы собрались в храме для того, чтобы оплакать почившего и воздать Ему последнее целование. В Успенском храме вечерня началась, как обычно. Вот только все тексты песнопения Великой пятницы были пронизаны печалью и особой остротой переживаний, которые испытывали прихожане в храме.

Ближе к концу Вечерни, в час смерти Христа на Кресте, плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) подняли с Престола, как бы с Голгофы, и вынесли на середину храма. Перед ней все присутствующие пали ниц, как перед самим Христом. В этот день читали канон "Плач  Богородицы" (сочиненный святым Сименоном Метафрастом в Х веке). Он передает плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором Ее родной Сын. Казалось бы, такие слова должны быть понятны, разве, что женщинам, но и мужчины стояли на службе с мокрыми от слез глазами. (Плащаница будет находится на середине храма три неполных дня, напоминая о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе).

В это же день, в 16 часов, началась Утреня. Она проходила с чином Погребения плащаницы. Все скорбели, и даже владивостокская погода в этот день плакала своим первым грозовым дождем.

В своей проповеди в этот день настоятель Успенского храма епископ Иннокентий сказал:

-Пещера была приготовлена Иосифом Аримафейским для себя самого, в которой никто и никогда не был погребен. Она и оказалось пещерой для Спасителя. Она находилась рядом с тем местом, где и страдал Господь. Иосиф испроси разрешения у Пилата снять тело Христа и пожертвовал, ради спасителя, в которого он поверил, новую пещеру. Вместе с Никодимом, женами-мироносицами - они положили тело Господа нашего Иисуса Христа в высеченную в скале пещеру и привалили вход в нее камнем. Он был столь большим, так как один человек сдвинуть его не смог бы. И когда был поставлен этот камень, то казалось бы, что еще надо врагам Христовым, ведь они добились своего и галилейского учителя они никогда больше не увидят. Но последние вспомнили, что Иисус говорил, мол, воскреснет в третий день и первосвященники решили спросить разрешения у Понтия Пилата запечатать вход в гробницу, то есть к этому камню приложить государственную печать, чтобы никто уже не смог туда войти и выйти под предлогом жестокого наказания власти. Они полагали, что так можно будет предотвратить торжественное явление воскресшего Христа-Спасителя. Однако, такими действиями они, напротив, зафиксировали факт того, что Господь и правда умер на кресте, затем был положен во гроб и никто уже его не мог открыть потому, что не только была наложена печать, но еще и стража выставлена. Кто же мог решиться нарушить это государственное постановление, этот запрет Пилата - жестокого правителя Иудеи, которого все боялись?

Сами того не ведая, завистники и его предатели, зафиксировали своей печатью подлинность факта Его воскресения. И когда Он воскрес, а Он воскрес для тех, кто охранял гроб, совершенно неожиданно. Эти воины, в страхе убежавшие от гроба, объявили первосвященникам то, что они видели. И никто их не наказал, хотя и было положено это сделать. Почему их никто не взялся судить? Эти и многие другие факты, они конечно же опровергают факты тех, кто сразу стал клеветать о том, что вот пришли ученики и украли Его тело, а потом объявили, что Он воскрес.

Наша же Церковь в этот торжествует и молится тому, кто Сам, будучи всебдителем и творцом, кто оставаясь на престоле небесном воспринял плоть человеческую страданием, принял грехи Мира на Себя, чтобы в самом Себе открыть человека - источник жизни здесь и мы ныне стоим перед символом гроба Спасителя - гроба из которого воссияло воскресение и пусть  же в наших сердцах и нашей жизни этот свет сияющий дарует нам единение с Господом и дарует нам спасение душ наших. Аминь!