Богослужение в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня

27 сентября 2024 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, протоиерей Олег Дикмаров совершил Божественную литургию в нашем храме. На исповеди – протоиерей Андрей Калчев.

Богослужение сопровождалось пением хора храма Успения Божией Матери под управлением регента Юлии Лосевой.

На сугубой ектении звучали особые прошения, отец Олег вознес молитву ко Господу о Святой Руси.

После завершения богослужения батюшка обратился к прихожанам с проповедью, центральной частью которой стал рассказ о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и о кресте как о символе спасения, за которым мы следуем от начала нашего земного пути и до его конца.

В завершение слов проповеди отец Олег поблагодарил прихожан за совместное молитвенное делание и преподал всем пастырское благословение.

Справка:
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком среди двунадесятых праздников: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.

В 326 году император Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню.

Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).

И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.

Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея.