Просим подаяние или протягиваем руку помощи?

Необходимость сбора пожертвований вне храма так или иначе возникает на большинстве приходов. Помочь хочется многим, а средств всегда не хватает. И если не находится спонсор, остается одно – собирать пожертвования за пределами храма,  в магазинах и других людных общественных местах. Однако, добровольцев на это благое дело, как правило, ничтожно мало.

Многие прихожане с радостью благоустраивают здание храма и прилегающую территорию, помогают в больницах и домах престарелых, навещают старичков, но просить о пожертвовании – отказываются наотрез. Почему люди стыдятся просить? Ведь не для себя же просят! А для кого? Ответ не так однозначен, как кажется.

Прихожане, которые все же отваживаются простоять 2-3 часа у входа в супермаркет с корзиной для пожертвований, обычно убеждены, что единственные благополучатели этого мероприятия – дети-сироты, малоимущие, инвалиды, многодетные семьи, ведь именно для них собираются деньги и  продукты. И главное – убедить в том посетителей магазина, которых тут же делят на «овец и козлищ»: положил что-нибудь в корзину  –  молодец, добрый человек, не положил – жмот, сиротам  и старичкам жалеет. И в этом разделении есть что-то совсем не христианское, потому что на каждого проходящего мимо смотрят не иначе, как на источник средств, пусть и для благих целей. И как-то совсем забывается, что перед нами – такие же люди, которые так же нуждаются в любви и внимании. Их спасения так же желает Господь. И посылает им к этому средство – нас, волонтеров, стоящих  с кружкой в торговом зале. Вопрос в том, ощущаем ли мы себя этими посланцами.

Живет себе человек, нормально живет: работает, содержит семью, растит детей, родителям помогает. Но только как-то все - в дом, а из дома – ничего. И вокруг него такие же люди – практичные, здравомыслящие. И нет у него никаких причин думать, что жить только «для своих» – неправильно. И вот приходит этот человек в магазин, и видит – собирают продукты и деньги для обездоленных. И что-то щелкает в его мозгу. Хочет помочь, но сомневается: «Отдашь им деньги, а на что их потратят? Кругом один обман!»  Иногда даже видно, какая борьба идет в человеке: поверить или не поверить? Исход этой борьбы во многом зависит от волонтера.

Довелось мне однажды стоять на акции в супермаркете с одной рабой Божией. Она очень старалась, всем входящим пыталась объяснить, как это важно – помогать другим. Но ее почти никто не слышал – слова тонули в шуме висящего прямо над головой кондиционера. Однако, эта девушка так искренне, от всего сердца радовалась за каждого  жертвователя, что люди поневоле заражались этой радостью - улыбались, благодарили. Немало было тех, кто, положив в корзину специально купленную шоколадку, доставал что-то еще из своих покупок, добавлял наличными – так приятно было отдавать! А отдавать приятно всем. В том числе и тем, кому и отдавать в общем-то нечего.

Участники благотворительных акций часто грешат тем, что начинают по внешнему виду оценивать «платежеспособность» потенциальных жертвователей. Идет человек бедно одетый – ну и пусть идет, ему самому впору подавать.  И «забракованный» проходит мимо. А ведь рубль может положить почти каждый, и пренебрегать этим рублем нельзя: в глазах Господа эта «вдовья лепта» может стоить много дороже крупных купюр из рук обеспеченных людей. И сколько радости может доставить этот рубль его жертвователю!

Как-то на акции в аптеке я остановила пожилого мужчину (гримаса озабоченности на лице, драповое пальто недостоверных времен)  и предложила купить какую-нибудь мелочь для лечения бездомных – бинт или зеленку. Заметно удивившись, он проследовал к ближайшему окну и купил флакон перекиси за 14 рублей. С достоинством положил в корзину, пожелал всем здоровья и ушел из аптеки абсолютно счастливым! Про свои лекарства он, кажется, совсем забыл.

Есть в маркетинге специальный раздел посвященный привлечению ресурса – «фандрайзинг». Немалую роль этот самый «фандрайзинг» отводит именно сбору пожертвований как ресурса для социальной деятельности. И вот что интересно. Далекие от веры и религии, специалисты по фандрайзингу считают, что общаясь с потенциальным жертвователем, акцент нужно делать не на проблемах обездоленных, для которых собираются средства (негатива и так хватает!). А на том, что получит человек в результате сделанного им пожертвования. А получит он, по мнению прагматичных маркетологов, совсем немало - положительный опыт и радость от участия в добром деле!

Напоследок обращусь к тем, кому страшно и стыдно собирать пожертвования. Полностью с вами согласна: занятие это скучное, трудное и часто неблагодарное – если выходить на акции только ради сборов. А если о них не думать вообще (деньги соберутся, Бог поможет), а переключить все свое внимание на  людей, которых послал тебе в этот час Господь – три часа волонтерской смены пролетают незаметно и радостно. И стоять с протянутой рукой почему-то совсем нестыдно.

Анна Стецуренко