В Успенском храме почтили память новомучеников и исповедников

4 февраля, в воскресенье, в Неделю о блудном сыне, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском храме, по благословению настоятеля прихода епископа Иннокентия, совершили Божественную Литургию. В этот воскресный день в храме было особенно многолюдно, даже несмотря на мороз.

Завершилось богослужение литиёй по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову. А по окончании службы иеромонах Марк Корнилов обратился к прихожанам с проповедью:

-Во вторую Неделю перед Великим постом, которая носит название о блудном сыне, мы с вами еще и еще раз слушали притчу о блудном сыне из Евангелия от Луки (гл. 15). Эта притча или образный рассказ, который имеет целью сообщить нам о духовных предметах. Она повествует о двух сыновья. Младший попросил у отца часть своего  наследства, а в скорости ушел в страну далекую и там промотал его, стал голодать. Тогда обратился  к жителю этой страны и тот послал пасти его своих свиней. Он даже хотел насытиться рожками (в Палестине горьковатое растение, которое служило кормом для тех самых свиней). Тогда он вспоминал, что даже наемники в доме отца его не голодали, решил вернуться домой и покаяться. Когда блудный сын стал приближаться к дому, то отец увидел его еще издали и побежал навстречу, бросился с объятиями. Сын начал произносить свои покаянные слова и то, что он недостоин называться сыном его. Но отец прервал его, не дав договорить, обнял, сказал слугам, чтобы те принесли новую одежду, чтобы одели перстни на руку и сапоги - на ноги, чтобы закололи упитанного тельца и устроил пир, на котором все ели и веселились радостной вести о том, что сын жив и возвратился домой. В скором времени вернулся старший сын, и, застав веселье, еще не войдя в дом спросил слугу, что здесь происходит. Тот ответил, что отец устроил пир в честь возвращения младшего брата. Старший так и не вошел. Отец, заметив это, вышел к нему и спросил в чем дело, а тот ответил, мол я всю жизнь работую и никогда своего слова не нарушил, а ты мне не дал даже козленка, а  тот, который все промотал, плюнул на тебя и семью, ты ему все вернул и устроил такой праздник. На что отец сказал: "Сын, всё моё - твоё". И тебе не подовало сердиться потому, что брат твой, о котором мы думали, что он умер - вернулся.

Это притча, и как притча О мытаре и фарисее, говорит не о двух разных людях, а о двух состояниях души: одно - состояние блудного сына, другое - состояние старшего. И в нас это все присутствует, как и в притче с мытарем и фарисеем: в нас есть что-то от мытаря и что-то - от фарисея. К сожалению, от мытаря мы берем грехи, а от фарисея - гордость. И от блудного сына мы берем проматывание даров Божиих, благодати своей жизни, а от старшего - обиду, что Господь нам что-то не додает.

Начинается Великий пост и мы с вами уже не первый год постимся, трудимся, соблюдаем, а бывает видим человек, который грешил - получил благодать, а мы пыхтим и ничего. Вспомните, в этой притче отец сказал: "Сын, всё моё - твоё!" Что это значит? Мы все здесь собрались ни для того, чтобы нам Господь дал в земной жизни, а ради Царствия Божиего. Когда мы на Литургию приходим, то в самом начале священник произносит: "Благослови на Царство Отца и Сына, и Святого Духа". Ради Царствия Небесного мы все это делаем и ведем подвижническую христианскую жизнь. И это все Господь дает всем тем кто к этому готов, к этому стремится. В этом награда, в этом наше наследство. И если мы видим, когда кто-то от блудного жития (так в целом называют греховную жизнь) возвращается к Отцу Небесному, мы должны радоваться любому человеку.

Когда говорят блудный сын, то сразу складывается мнение, что человек совсем упадший вниз, находящийся в блуде, пьянстве и прочее, а сама притча по другому насылает. Но блудный сын - это не обязательно понимать буквально. Ведь сказано, что он пас свиней. Христос неоднократно в притчах употребляет, говоря о безбожии, образ свиней. Почему? Свинья - это нечистое животное, но много было других нечистых животных у евреев.  А те, кто свиней содержит говорят, что она тоже чистоту любит, а грязью обмазывается исключительно потому, что ей жарко. Почему Христос употребляет образ свиньи? Потому что свинья - это одно из тех домашних  животных, которое никогда не смотрит на небо. Она всегда смотрит вниз, потому Христос и употребляет этот образ, потому что греховная жизнь это, когда человек не смотрит на небо. Это не значит, что он какие-то страшные грехи совершает. Обычно мы подразумеваем под этим убийство, вороство и прочее, а тот, который не вспоминает о Боге, которому Бог не нужен. Говорят, что если свинье задрать голову вверх, то она очень сильно удивится, так как она никогда этого не видела. Она смотрит вниз и ищет, что бы поесть. И если человек ищет то, что внизу и на небо не смотрит. Дело не в оскорблении, а в сути. Люди обижались, потому что совесть обличала их, мол это про тебя говорится и становится обидно. Вместо того, чтобы исправляться начинают обижаться на того, кто это подметил. И на Христа очень сильно обиделись и Его распяли, хотя Он хотел, чтобы люди осознавали. Были и те, кто осознавал, но к сожалению не все. Вот и мы перед Великим постом должны подумать, что он нужен не для того, чтобы просто от грехов отречься. Если они есть, то мы должны с ними бороться. Но бывает и так: худо-бедно победил их. Посмотришь на наше современное общество - действительно, да, хоршее оно, по крайней мере плохого особого ничего не делает. Но дело то не в этом. Великий пост нужен для того, чтобы нам посмотреть на небо, чтобы жить ради Бога и туда устремляться. Чтобы любить его и делать, не как рабы, из-за страха наказания, а как положено: подумать, посмотреть, поразысмылить. А мы порой думаем, что пост наступит и тогда посмотрим, но так не получится. Надо готовить себя к этому: смотреть, подмечать, думать о том как я к Богу отношусь... Господь в этом всегда поможет. Тут не надо копаться в себе и выискивать недостатки. Господь всегда пошлет нам и обстоятельства, и людей, и все нам направит для того, чтобы мы увидели это, главное - не отварачиваться, а действительно признавать, что мы вот такие блудные дети. И дело не в греховности, как таковой, а что значит пустая жизнь - жизнь без Бога. Кто-то пытается в эту пустоту забрасывать все блага мира, все знания, развлечения, а она все-равно пуста и не наполняется. А потом раз и ... заканчивает жизнь самоубийством, т.к. не видит в ней смысла. По статистике страны с самым высоким уровнем жизни - это и, одновременно, страны с самым высоким числом самоубийств. Для нас это странно. Ведь у нас в стране уровень жизни невысокий, и мы порой думаем, вот сейчас заберемся на ту вершину и тогда,  как Евангельский богач скажем, мол, душа - ешь, пей, веселись. Имеешь многая благая на долгие года жизни. Заберемся на  эту вершину, а внутри - пустота и ничего не захочется. И тогда страшно становится. Всегда будем помнить, что земные блага нужны для жизни, но не для души. И в том, чтобы мы ошибки свои не повторяли.

Порой размышляем, мол, вон как хорошо было в Царской России до революции. Оказывается, было не всё так хорошо, раз это привело к революции. И не стоит идти по тому же пути и на те же грабли наступать, т.к. следующего удара этими же граблями по лбу народ уже не переживет. Поэтому и стоит вести себя соответственно. Сейчас оцениваем, что было раньше, оказывается обрядоверие: обряд соблюдали, в церковь ходили, а внутри - ничего, пусто. Святитель Игнатий Брянчанинов, еще в середине позапрошлого века, когда ехал из одного монастыря в другой проезжал 200 сёл. Он разговарил с 200-ми священниками и только двое ему ответили на вопрос: в чём суть христианства. Тогда что же говорить о простом народе. И он говорил, что произойдет что-то страшное, т.к. это в корне не правильно. Так давайте мы будем узнавать в чем же суть нашей жизни. Если что-то непонятно, то будем к батюшкам отбращаться за помощью. Зададим вопрос и получим ответ.