«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 20).
9 марта, в пятницу, в Успенском храме прошла Миссионерская Литургия Преждеосвященных даров. Службу провел настоятель прихода епископ Иннокентий. Его преосвященству помогали отец Илия Точуков и Олег Дикмаров. Несмотря на то, что служба проходила ранним утром после обильного мартовского снегопада, на ней присутствовало три десятка прихожан.
Продолжается Великий пост - особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и богослужебная жизнь. В будни Великого поста не совершается полная литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается литургия Преждеосвященных Даров. Об особенностях этого богослужения, о том, почему недостаточно причащаться даже раз в неделю и важности причастия, рассказывал владыка Иннокентий. Он сам давал пояснения о литургии Великого поста.
Немного о ее последовательности. Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Но это все-таки вечерня (хоть и проходит утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов – кафизмы, завершающиеся славословием: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»
После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает помолиться, а в алтаре священник ставит святые Дары на раскрытый плат с мощами мучеников - антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит святые Дары с престола на жертвенник. Во многих храмах в этот момент звонят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.
После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется “Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песнопения, соответствующие дню церковного календаря. Во время пения последней стихиры открываются центральные двери в иконостасе – Царские врата, и духовенство совершает малый Вход с кадилом и свечами (иногда читается Евангелие, поэтому могут вынести и его).
Диакон возглашает: «Премудрость, прости!» (в переводе с церковнославянского означает - «Выпрямившись, внимайте Премудрости (Божией)!» а хор поет древний гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу).
Царские врата закрывают, и следует пение и чтение отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета – прокимнов и паримий. Перед началом второй паримии снова открываются врата, священник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”. В этот момент по традиции положено преклонить колена.
Затем читаются ектении Литургии с усиленным молением о тех, кто готовится ко Крещению, - об оглашенных. Это отголосок древней традиции крестить принимающих христианство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Великого поста. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:
… се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.
Вместо обычной Херувимской песни хор поет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву святого Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:
… освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем… да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни… и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими… освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим…, сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней… и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими…
Диакон выходит из алтаря читать просительную ектению о наших духовных нуждах и оставлении грехов, после чего хор исполняет молитву Господню «Отче наш». Священник возглашает «Преждеосвященная Святая Святым» после чего причащается сам и после выходит причастить народ. После причащения читается особая великопостная заамвонная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря. Потом обычными молитвами и многолетиями священник благословляет всех на выход из храма.
Справка
Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно. В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, - больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев. Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось. Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.