У православных христиан Приморья начался Великий пост. Особый духовный смысл несут его первая и последняя недели.
27 и 28 февраля, в понедельник и вторник первой Седмицы Великого поста, в храме Успения Божией матери читается Великий Покаянный канон святого Андрея Критского. В этом году практически все храмы сдвинули время вечерних служб на час - полтора, чтобы в богослужении приняло участие большее количество верующих. В нашем храме они начинаются в 17.30.
27 февраля на Великое повечерие собралось более сотни прихожан. Они молились вместе с владыкой Иннокентием и духовенством храма. Чтение первой части Великого Покаянного канона провел настоятель храма епископ Иннокентий, а клир прихода молился в алтаре.
Напомним, что Великий канон разбивается на четыре части и читается с понедельника по четверг на вечерних богослужениях. Целиком же он прочитывается на пятой неделе поста в среду вечером на службе Стояние Марии Египетской.
28 февраля, во вторник, чтение второй части Великого Покаянного канона вел ключарь Успенского храма иерей Олег Дикмаров.
Успенский храм освещался лишь свечами. В полутьме звучал строгий и торжественный голос священника. Песнопения исполнял хор, который пел по-особенному. За чтением канона молились и многочисленные прихожане. Отрадно было видеть в этот вечер и детей. Добрые задатки должны воспитываться с молоком матери. Состояние благоговения и трепета возникает во время его чтения, а мы его сердцем чувствуем и воспринимаем.
По церковному уставу канон читают, преклонив колени. После вечерни к собравшимся обратился иеромонах Марк Корнилов. Он рассказал, что Великий Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
1 марта чтение Великого Покаянного канона будет продолжено.
Покаянный канон архиепископа Крита (VIII века) преподобного Андрея - духовное произведение. Появление канона связывают с раскаянием святителя в ереси. Андрей Критский взял сюжеты из Библии и создал произведение на греческом языке. Канон был дополнен современником архиепископа преподобным Иоанном Дамаскином. Покаянный канон святитель написал для себя и он не предназначался для общецерковного употребления. Сокрушаясь о грехах, архиепископ в поэтическом повествовании рассматривает Священную историю, как переживания собственной души. Покаянный канон стал частью богослужения после землетрясения. Рукопись хранилась в монастыре Потапия (Константинополь). В 790 г. монахи спасались от падающих зданий на городской площади. Они захватили с собой рукопись канона и читали ее, молясь об усмирении стихии. После чего канон стали читать во дни бедствий, а затем Великим постом с молитвой преподобного Ефрема Сирина.