В день Собора новомученников и исповедников Церкви Русской в Успенском храме прошла Литургия

Сегодня, 5 февраля, в храме Успения Божией Матери почтили Собор новомученников и исповедников Церкви Русской. В этот день молитвенно вспомнили всех пострадавших за веру во Христа в годы гонений. Ведь среди убитых и замученных в этот период - огромное множество православных мирян, монахов и священнослужителей.

В этот день настоятель прихода епископ Иннокентий совершил Божественную Литургию и панихиду по невинноубиенным за веру в ХХ столетии. Ему сослужил ключарь храма протоиерей Олег Дикмаров. В день Собора новомученников были произнесены особые молитвенные поминания о всех невинноубиенных, от голода и тяжких работ скончавшихся, мученическую смерть принявших в годину гонений за веру на Церковь Христову.

Храм был полон. В нем царило молитвенное единение. Напомним, что в нынешнем году все праздники и мероприятия, посвященные новомученикам Церкви Русской, имеют особое значение, поскольку они отмечаются, как воспоминание 100-летия страдания первых жертв гонений за веру на Церковь Христову. Это отметил в пастырском слове настоятель храма Успения Божией Матери епископ Иннокентий. Он рассказал собравшимся о духовном значении подвига новомучеников, в числе которых - и расстрелянный в 1922 г. священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский - небесный покровитель Главы Приморской митрополии.

Владыка напомнил о том, что за три недели до наступления Великого поста начинается подготовительный период, который подводит нас к посту особыми чтениями и песнопениями. Каждое из подготовительных воскресений имеет свое название в соответствие с читаемыми на Литургии Евангелием. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее.

В своей проповеди настоятель храма епископ Иннокентий сказал:

-Все мы осознаем, что приближается Великий пост и эта неделя предуготавливает нас к его началу. И сегодня же День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 

Владыка напомнил о смирении и подчеркнул, что смирение есть одно из духовных качеств христианина. Если человек по-настоящему приобретает эту добродетель, то вместе с ней он обретает и многие другие, связанные с нею добродетели. Поэтому Господь в Евангелие и призывает не возноситься, не ставить себя, сознательно, выше других на первое место, а быть смиреннее, быть подобно тому мытарю, зашедшему в храм и искавшему в нем Бога.

-Бывает в жизни так, что Господь для нас опускает такие обстоятельства, которые дают нам возможность научиться смирению, обрести любовь к Богу во смирении, - продолжил он. - Бог осмысляя нашу свободу выбора, нашу свободную волю, может быть оценивая наше состояние, которое не вполне свойственное и близкое к Богу, оставляет нас на наше же усмотрение, на нашу волю. Мол, делай, что хочешь и тогда начинают происходить такие обстоятельства, которые могут нас привести к исцелению и покаянию. Вот так можно примерно объяснить, что такое промысел Божий.

Вспоминая сегодня новомученников и исповедников Церкви нашей, мы конечно отмечаем, что в тот период своей жизни, в котором они находились, стал очень серьезным испытанием для них, для страны и всего нашего народа. Целая эпоха, начавшаяся в 1917 г., с Октябрьского переворота, со смены власти. Это время, в каком-то смысле, было Божьим попущением по ряду причин состоявшееся. Тогда в нашей стране люди отошли от Церкви, от Бога - так складывались обстоятельства.

Эти события поставили людей перед выбором - кому они свою жизнь доверяют. Испытание оказалось настолько серьезным, что многим пришлось решать для себя: есть Бог или нет его; надо ли ходить в церковь или нет... Многие из тех, кого мы сегодня поминаем, эти испытания выдержали и стали для нас путеводителями в крепости веры. Перед лицом таковых обстоятельств наши новомученники и исповедники доказали, что Бог в жизни человека являет самое важное и ценное, что только может быть. И перед лицом тяжких испытаний, а людей били и пытали, требуя от них отречения, они выстояли и не сломились. В большинстве своем, явив крепость веры. И для нас, сегодня живущих в относительно спокойной атмосфере, это назидательно. Любому хочется, чтобы в его жизни все было складно и спокойно, но когда мы читаем Евангелие, то понимаем, что у христианина жизнь спокойной быть не может: ему посылаются либо испытания в виде гонений со стороны внешних сил; либо добровольное мученичество, то есть борьба с нашими похотями и страстями. Но всегда мы видим во Христе тот образ жизни, который он явил, добровольно отдав себя на страдания. В испытаниях происходит и добровольное обновление человека.

Те же новомученники и исповедники, которых мы сегодня вспоминаем, как раз и явили пример того, что при любых сложных обстоятельствах, эти люди эти не стали от них бегать, возможно, кто-то это и делал, не исключаю, но наши  новомученники и исповедники не сломились. Они здесь остались и сознательно пошли на то, что не поддались легкости жизни и прошли этот путь до конца кто - в лагерях, кто - в ссылках... Их крепость веры для нас сегодняшних являет пример нравственного стояния, стояния за ценности, которые Бог определяет, как  сердцевину внутренней человеческой жизни: верность, милосердие, любовь, оказание помощи и сострадание. Пример тому патриарх Тихон. Его жизни в 20-е годы прошлого столетия была исповеднической.

Сейчас мы говорим, что столкновение веры и безбожия с одной стороны было Божьим попущением, а с другой - ныне пройдя эти испытания, многие должны осознать, что устраивая свою жизнь без Бога, без следования тем добродетелям, которые Господь устанавливает, то их жизнь превращается в ад. Примером тому служат люди, которые выживали в ссылках и лагерях. Они так и говорили, что это был период, когда "ад вышел на Землю". Жизнь без Бога была уроком для всей нашей страны и всего нашего народа, чтобы в будущем такого не повторилось. Мы понимаем, что несмотря ни на что, живое нравственное чувство оно живет и не может быть уничтожено. И как только обстоятельства позволяют, то оно прорывается наружу подобно новому растению. Так и в нашей жизни произошло. Пройдя все испытания и гонения, вера возрождается. И в этом плод жизни тех новомученников и исповедников, которые оставили после себя свидетельства о незыблемых нравственных началах нашей жизни.

Владыка напомнил о том, что в 2000 г. состоялось  торжественное прославление порядка 1800 имен новомученников, внесенных в святцы. Возможно, кого-то мы не знаем. И у нас в Приморском крае было много храмов и священников и среди них те, которые подверглись разрушениям, а люди - приняли страдания. К примеру, в селе Черниговка в 1920 г. был убит настоятель храма протоиерей Андрей Зимин и члены его семьи. Да и Успенский собор Владивостока был разрушен в 30-е годы прошлого столетия.

-Церковь сегодня призывает всех нас молиться новомученникам о том, чтобы Русская Православная Церковь выстояла, чтобы страна наша в православии сохранялась и удержалась и о том, чтобы в обществе нашем ценности нравственные христианские стали бы тем самым удерживающим началом. Мы молитвенно взываем к ним, чтобы Господь  даровал нам мужество веры при всех обстоятельствах жизни, - произнес настоятель Успенского храма в заключении.        

В этот же день, после поздней Божественной Литургии в полдень епископ Иннокентий и прихожане Успенского храма отправились в Паломническую поездку к мемориалу Жертвам политических репрессий, чтобы молитвенно почтить память перезахороненных здесь на Леном кладбище, а на обратном пути заехали в храм Новомученников и исповедников Церкви Русской.

 

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC