В память о святых князьях Борисе и Глебе

6 августа, в воскресенье, в Успенском храме отметили праздник - День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба.

Божественную литургию в этот день провел сам настоятель прихода епископ Иннокентий в сослужении иеромонаха Марка Корнилова, иерея Евгения Владимирова и дьякона Анатолия Кулика. Несмотря на то, что сейчас сезон отпусков и отдыха у моря, храм был полон. В самом центре, на аналое, была установлена икона. Напомним, что почитание святых братьев началось уже при Ярославе Мудром, когда по сообщениям летописей у их гроба стали совершаться чудеса. В 1072 году (945 лет тому назад) они были официально канонизированы на соборе в Константинополе.

Братья были сыновьями Крестителя Руси святого князя Владимира. В крещении Борис, который был чуть старше, получил имя Роман, а Глеб был крещен с именем Давид. 15 июля 1015 года князь Владимир умер. В Киеве в это время был только Святополк, который решил захватить власть в свои руки. Он послал на берег небольшой речки Альты своих слуг – бояр, которые должны были убить Бориса. Он был заранее предупрежден о готовящемся против него злодеянии, но предпочел мученическую кончину братоубийственной вражде. Бориса убили, когда он молился в своем шатре, защитить его пытался один из его слуг венгр Георгий, однако и он тоже был убит.

После этого злодеяния, Святополк решил убить и молодого князя. Ярослав предупредил об этом Глеба, который был на Днепре (в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска), где оплакивал отца и любимого брата. Глеб молился Богу и просил, чтобы ему была дарована такая же участь, как и Борису. В этот момент корабль, на котором плыл князь, захватили подосланные Святополком убийцы. Глеб стал просить злодеев, чтобы его не убивали, однако видя их жестокосердие, помолился и предложил им сделать задуманное. Убил князя его повар Торчин.

Борис и Глеб стали первыми из русских, причтенных Православной Церковью к лику святых. Более того, они были прославлены в чине страстотерпцев, который Церковь до того еще не знала.

Владыка Иннокентий в своей проповеди, обращаясь к прихожанам, сказал:

-Сегодня День памяти мученицы Кристины и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. В Евангелие мы вспомнили о том, как Господь ходил по водам моря Галилейского. Эта история ярко запечатлелась в памяти святых апостолов и они в Евангелии поставили это событие в ряд одного из выдающихся чудес, которые совершил Господь в своей земной жизни. Господь ходил по селениям и городам, а за ним шло много людей, ищущих у него помощи и чудесных исцелений. Люди знали, что Бог не оставлял никого без своего милосердия, никому не отказывая. Но бывали такие моменты, когда Он желал оставаться в одиночестве. Делал он это специально, чтобы помолиться. И однажды, он сказал своим апостолам, что сейчас я уйдет, а вы плывите на другую сторону озера Галилейского. Уже в сумерках они отплыли на лодке, вечер сменился ночью и, неожиданно, на середине озера они увидели силуэт идущего по воде, как по суше, и не узнали в Нем сразу Христа, а подумали, что это призрак. Разумеется, испугались. Тогда Господь позвал их, и они узнали Его по голосу, обрадовались, особенно, святой апостол Пётр. Он заявил Спасителю, если это Ты, Господи, то скажи мне, чтобы я к Тебе сейчас же пошел. По слову Христа апостол вышел из лодки и пошел по воде, подкрепляемый своей верой и благодатью Божией. Но это не обошлось для него без искушений. Вкруг него бушевали волны, дул сильный ветер и апостол Пётр, как человек, испугался и потеряв благодать сразу же начал тонуть. Он закричал: " Господь, спаси меня!" И тот оказался на мгновение рядом, протянул руку и уже вместе они пошли дальше. В лодке все удивились и поклонились Ему. Удивляясь, кто же Он такой, что Ему и ветер, и волны повинуются и Он ходит по воде. Вот такая история произошла с апостолами и в ней есть притчевый смысл, который можно объяснить, то что в  образе лодки, плывущей по морю, мы видим любого человека. Человека, который, конечно, не по морю Галилейскому, а по житейскому морю путешествует. Родившись, однажды, человек призван Богом к исполнению Его святой воли. Человек в процессе своей жизни сталкивается со множеством тех самых "волн", "ветров" и "бурь", которые нас пытаются захватить, утопить или погубить. Это волны нашей греховной страсти потому, что они погружают человека во мрак внутренний, не дают ему возможности прояснить свой ум, укрепить свою молитву, греховные страсти, если они остаются нераскаянными, если мы их не пытаемся врачевать, то они, как волны, тянут на дно. Это наши житейские нужды и мы порой увлекаемся исполнением всего, что нам кажется необходимым, что забываем о своих  христианских обязанностях, забываем о Церкви, забываем о своем высшем предназначении. Забывая обо всем этом, мы как волнами покрываемся и погружаемся в эту пучину житейского моря. Это могут быть и болезни, которые с нами происходят. Наша природа испорченная грехопадением, а мы несем последствия его и все это сопутствуем тому, что мы заболеваем, а это приводит к унынию. Часто люди, не видя возможности быстрого исцеления или получение помощи, даже от врачей. Как много у нас сегодня надежд на врачей. Ведь у нас медицина и наука достигли больших высот и, кажется, что они смогут нам помочь, и мы на это возлагаем свои упования, а вдруг..., но ничего не получается. Тогда с человеком и происходит сильнейшее его испытание веры и надежды на спасение, этого внутреннего равновесия и уныния, и всего с ним связанного. И вот уже волны нас вновь погружают в море и топят. Вот что есть этот притчевый образ хождения Спасителя по водам, но он здесь есть не очень добрый, но яркий ибо подающий нам надежды в примере апостола Петра, который, смотрите, пошел по воде, как и человек, когда он внутри со стержнем веры, то вокруг него, какие бы не происходили испытания, конечно, их приходится преодолевать, но тем не менее они не погружают его в воды. Человек идет, несмотря на ветер. И апостол Пётр шел, несмотря ни на что. Ему было страшно, но он шел. Так и человек в жизни, идущий с верой во Христа, с верой Бога он все преодолевает и даже если с ним что-то происходит и он обращается с этим к Спасителю с покаянием, призывая Его, то Он такого человека выводит из пучины, вызволяет от погибели, если, конечно, вы от всей своей души, от всего своего сердца будет  вопиять Ему: "Спаси нас, Господи, мы погибаем". Как вопиял апостол Пётр, и начавший утопать от своего маловерия и искушения. Так и нам, братья и сестры, в нашей жизни следовало бы помнить о том, что вера и молитва ко Господу, молитва покаяния - она производит в человеке великие чудеса и изменения: она исцеляет, избавляет от бедствий. Спаси нас Господи!                          

День памяти святых братьев – 15 мая и, сегодня, 6 августа. Память святого Глеба также празднуется 18 сентября.