Пришел Спас - всему час

"Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!"

19 августа, в субботу, в Успенском храме отметили один из двунадесятых праздников - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или коротко - Преображение Господне.

Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того - учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни - видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.

В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл. Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного слова и таинств. Некоторые святые (как, например, преподобный Серафим Саровский), посредством животворящей благодати еще при жизни воссияли перед людьми этим несозданным Светом Божественной славы; и это еще одно указание нам той высоты духовной, к который мы, как христиане, призваны, и того состояния, которое нас ожидает - преобразиться по образу и подобию Того, Кто преобразился на горе фаворской.

Этот праздник называют еще и Яблочным Спасом. Преображение приходится на пору созревания урожая и в этот день мы с благодарностью Богу приносим в храм и освящаем новый урожай яблок. Мы молим Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.

Праздничную Литургию провел настоятель прихода епископ Иннокентий в сослужении клира. В храме царила торжественная атмосфера - это белоснежные лилии  перед аналое у главной иконы дня, белые одежды священносужителей, да и сами прихожане оделись по случаю. Чин освящения провел владыка Иннокентий.

После этой службы прихожане поздравляли друг друга с праздником, угощали спелыми фруктами. В этот день в порт Владивосток зашло круизное судно "Costa NeoRomantica", на борту которого находилось более 800 пассажиров из Японии (г. Канадзава), а также около 600 членов экипажа. Туристы не только фотографировались на фоне Успенского храма, но и прявили интерес к происходящему. Экскурсоводы рассказали им о празднике и попросили не мешать верующим. Прихожане храма угости гостей освященными яблоками и напоили чаем.

По случаю праздника владыка Иннокентий в своей проповеди сказал:

-Во имя Иисуса Христа приветстую Вас, братья и сестры, и молимся мы о том, чтобы эта благодать Преображения, она коснулась всех нас в день сегодняшний, всех пришедших восславить Спасителя нашего.

Преображение Господне - одно из событий, описанных в Евангелие, которое открывает для всех внимающих слово Божие и каких неизреченных высот может достигнуть человек. Ведь Христос, воплотившийся от Девы Марии, принявший плоть человеческую, по внешнему виду многим людям был известен, как обычный человек - с плотью, кровью и никто не смог даже думать, что пред ними ходит сам Сын Божий, который неотделимо от дня своего безмужнего зачатия у Девы Марии, в единстве пребывает со светом небесным, с Богом Отцом и с Духом Святым. Для многих эта тайна была сокровенной и непонятной, и вот для некоторых, избранных людей она приоткрылась в момент Преображения на горе Фавор, ученикам - апостолам Петру, Иакову и Иоанну.

Так что же с ними произошло на горе и, что произошло там же с Христом? Если посмотреть на то, что не отказали Его неразлучности в благодати Святаго Духа и света с Христом воплотившемся, то мы можем сказать, что с Христом на горе, собственно, ничего не произошло. Он оставался сам в себе. А что же тогда апостолы удивились и почему в Евангелии они описывают преображение плоти Христовой, сияние света из Него, а Пётр говорит, что дело в том, что именно апостолы, в момент преображения, по  Божиему промышлению, по действию Духа Сятаго, сумели увидеть, а точнее в них открылись очи внутренние, телесные и между ними стачали внутренней благодатью Сятаго Духа, что открыло им на некоторое время, так как не могли они видеть обычными телесными глазами. Они могли видеть Христа - сияющего. Вот что произошло на Преображение, и это говорит нам о том, что человек, который достигает единения со Святым Духом или, или говоря другими словами, - обожения, то тот человек способен не только видеть, но и соприкасаться с божественными энергиями. Ведь, собственно говоря, на Преображение энергия божественная открыла во  Христе, что Она в Нём и Он есть ее источник и апостолы это увидели на какое-то время и они смогли открыть для себя эту тайну. Вот в чем удивительное событие Преображения. Поэтому для нас это радостно вдвойне - тем, что доказывает, в каком-то  смысле, что человек призван к высшему, человек призван к обожению для того, чтобы благодать Святаго Духа и тело его освятила, и ум, и сердце. В этом состоянии человек может в вечности пребывать в свете небесном. Но к этому сам человек не может сразу подойти ибо он часто бывает по своим недостоинствам отделен от Духа Святаго, отделен от Благодати и потому открывается нам возможность приобщиться к Благодати Духа Святаго, открывает нам возможности найти веру в себя и единения с Ним в  таинствах церковных, суметь уже теперь и сейчас вложить в себя залог будущего освящения и пребывания в единстве с Богом. И этот залог и есть тайны Христовы, которые мы вкушаем и становимся едиными с Ним. Братья и сестры, я вас поздравляю с этим  замечательным праздником Преображения и молитвенно желаю, чтобы мы помнили о том высшем призвании обоживания и преображения своих душ, которое и есть смысл человека. Аминь!