"Обету охранять нас на Земле ни разу за века не изменила"

На Руси практически в каждом доме имелась икона Богоматери, которую звали не иначе, как Заступницей. Возможно поэтому ее образ - один из самых почитаемых. Он открывает каждому многое о нашем благоговении перед Приснодевой Марией, и о том, почему мы молитвенно обращаемся к ней со словами, которые казалось бы, можно говорить только Богу: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

SONY DSC

19 ноября, суббота, стала для прихожан Успенского храма особенным днём. По благословению настоятеля храма Успения Божией Матери епископа Иннокентия группа прихожан посетила выставку "Образ Богоматери", которая сейчас экспонируется в Приморской государственной картинной галерее. Это иконопись XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (ГИМ) города Москвы.

Как и было назначено, вся группа собралась к 14 часам. Нашим экскурсоводом по выставочным залам была Светлана Руснак, заместитель директора галереи.

"Сейчас постоянная экспозиция нашей приморской галереи находится в Москве, в галерее на Крымском валу, а во Владивосток привезли около сотни иконописных работ, - пояснила Светлана Сергеевна. - И сейчас мы с вами находимся на выставке уникальных работ из собрания основного фонда нашего ведущего национального музея ГИМ российской столицы".

Она продолжила рассказ о традициях иконописи и формировании мест, где и были сосредоточены мастерские. Например, вокруг Богоявленского монастыря формируется слобода Мстёра, где, по мнению специалистов, традиция иконописания считалась одной из ведущих. Для мастеровых и знаменщиков было важно видеть перед собой подлинники, которые и давали сведения о традициях Новгородской, Псковской и других школ.

"Когда мы сегодня говорим об иконописи, то порой считаем, что знаем об этом больше наших предшественников, - продолжила экскурсовод. - Но каждый раз, когда мы имеем дело с таким культурным явлением, то оказывается, что наши предшественники были гармоничны в пространстве традиционной культуры, когда имели дело с таким культурным явлением и во многим глубже проникались, понимали и постигали его, в частности, - в иконописании. Ведь даже любой гимназист, окончив четыре класса, легко разбирался в этих вопросах. Он знал историю священную, легко узнавал на тех же иконах всех ее персонажей, понимал сюжет и многоярусную композицию".

Во время экскурсии и знакомства с замечательной коллекцией прихожанам объясняли о направлениях в иконописи, а начали с канонического. Самая первая работа - икона "Покрова Богоматери" (конец XVIII в., Центральная Россия), с которой и начали просмотр. Она сама чудесным образом повлияла на ход событий в картинной галерее. Открытие выставки пришлось на 14 октября  день, когда она почитается.

SONY DSC

В этом же ряду оказались иконы, связанные с богородичными праздниками. Это и "Рождество Богоматери" (первая половина XVIII в., Малороссия, мастерская Киево-Печёрской лавры); хоругвь "Благовещение Пресвятой Богородицы" (конец XIX - начало XX в. Мстёра); "Введение во храм" и разумеется "Успение Богородицы" (1793 г., Центральная Россия).

Последнюю икону прихожане храма Успения Божией Матери рассматривали особенно пристально и также внимательно слушали рассказ, порой сами добавляя некоторые подробности.

Ни для кого не секрет, что Успенские храмы на Руси были особо значимыми. В Успенском соборе Московского Кремля проходило миропомазание, а в Благовещенском была усыпальница российских монархов. Успенскими храмами прирастала Земля русская - Владимир, Ростов, Ярославль,Смоленск ... и, конечно, Владивосток. В нашем городе Успенский храм рождался не сам по себе, а это была воля и благословение святителя Иннокентия (Вениаминова), первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. И сам образ "Успения Божией Матери" является одним из значимых и поэтому влиял на традиции иконописи.

Порой, когда мы говорим о больших пространствах, то используем термин - "освоение". Историки утверждают, что наш российский Дальний Восток - это земля позднего освоения. При этом очень важно выделить слой духовного освоения, когда человек здесь может жить духовной жизнью, крестить детей, венчаться, отпевать умерших ... , то есть строить храмы.

Этот очень важный процесс и связан он с образами Богородицы. Трудно переоценит роль православия в вопросах освоения Дальнего Востока. Когда говорится о святынях дальневосточных, то упоминается Абалацкая Божия Матерь, Албазинская и, как подчеркивали священнослужители, не стоит забывать, что Казанская Божия Матерь отвечала за всю Восточную часть России.

На выставке были представлены музейные подлинники. Удивительно, но здесь можно было и увидеть их, и послушать рассказ, и акафист почитать, и помолиться. Знакомство с экспозицией продолжало два часа, и даже после этого многие не ушли, а возвращались то к одной, то к другой работе.

Одна из прихожанок, Мария рассказала:

-Лично для меня - это возможность самой осваивать то богатейшее и духовное наследие, которое хранится не только в храмах и монастырях, но и музеях. И разумеется, поклониться им.

В этот день мы вместе молились перед иконой Богоматери "Владимирской". Неизвестно в каком храме или монастыре находилась эта икона, но в аннотации значилось - список XIX века, Поморье.

Ольга Нефедова, помощник настоятеля Успенского прихода по миссионерской работе :

-Вместе с сотрудниками картинной галереи мы планируем серию культурно-образовательных бесед, связанных с Богородичными праздниками . В начале декабря отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы и первая встреча будет посвящена этому событию. Ее проведет отец Андрей.

Первым иконописцем и создателем образа Богоматери считается ученик апостола Павла евангелист Лука. Он первый, ещё при ее жизни, создал образ, показал ей и она сказала, что сим образом прибудет и моё благоволение. РПЦ знает около 250 чудотворных икон Божией Матери.

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

 

SONY DSC