На Литургии Преждеосвященных даров пояснения давал владыка Иннокентий

«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 20).

 

9 марта, в пятницу, в Успенском храме прошла Миссионерская Литургия Преждеосвященных даров. Службу провел настоятель прихода епископ Иннокентий. Его преосвященству помогали отец Илия Точуков и Олег Дикмаров. Несмотря на то, что служба проходила ранним утром после обильного мартовского снегопада, на ней присутствовало три десятка прихожан.

Продолжается Великий пост - особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и богослужебная жизнь. В будни Великого поста не совершается полная литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается литургия Преждеосвященных Даров. Об особенностях этого богослужения, о том, почему недостаточно причащаться даже раз в неделю и важности причастия, рассказывал владыка Иннокентий. Он сам давал пояснения о литургии Великого поста.

Немного о ее последовательности. Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Но это все-таки вечерня (хоть и проходит утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов – кафизмы, завершающиеся славословием: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»

После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает помолиться, а в алтаре священник ставит святые Дары на раскрытый плат с мощами мучеников - антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит святые Дары с престола на жертвенник. Во многих храмах в этот момент звонят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.

После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется “Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песнопения, соответствующие дню церковного календаря. Во время пения последней стихиры открываются центральные двери в иконостасе – Царские врата, и духовенство совершает малый Вход с кадилом и свечами (иногда читается Евангелие, поэтому могут вынести и его).

Диакон возглашает: «Премудрость, прости!» (в переводе с церковнославянского означает - «Выпрямившись, внимайте Премудрости (Божией)!» а хор поет древний гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу).

Царские врата закрывают, и следует пение и чтение отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета – прокимнов и паримий. Перед началом второй паримии снова открываются врата, священник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”. В этот момент по традиции положено преклонить колена.

По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма "Да исправится молитва моя". Во время пения верующие тоже преклоняют колена. Далее следует великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.

Затем читаются ектении Литургии с усиленным молением о тех, кто готовится ко Крещению, - об оглашенных. Это отголосок древней традиции крестить принимающих христианство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Великого поста. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:

… се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

Вместо обычной Херувимской песни хор поет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву святого Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:

… освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем… да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни… и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими… освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим…, сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней… и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими…

Диакон выходит из алтаря читать просительную ектению о наших духовных нуждах и оставлении грехов, после чего хор исполняет молитву Господню «Отче наш». Священник возглашает «Преждеосвященная Святая Святым» после чего причащается сам и после выходит причастить народ. После причащения читается особая великопостная заамвонная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря. Потом обычными молитвами и многолетиями священник благословляет всех на выход из храма.

Справка

Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно. В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, - больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев. Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось. Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.