На фасаде Успенского новая икона

В минувшие выходные прихожане и гости Успенского храма были приятно удивлены. Ещё к субботний вечерне 1 октября на фасаде храма появилась мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы. Буквально несколько дней тому назад это место занимала копия. А в воскресенье можно было наблюдать, как на высоте нескольких метров над уровнем земли проводились завершающие работы.

SONY DSC

Все работы велись по благословению Владыки Иннокентия. Он рассказал, что заказ разместили примерно год тому назад. Деньги на мозаику собирали всем миром - приносили прихожане, помогли меценаты.

Еще в конце сентября во дворе храма, вдоль фасада, поднялись леса. Старый лик демонтировали, временно определили в хранилище, а на его месте велись подготовительные отделочные работы.

SONY DSC

28 сентября во Владивосток из Москвы прибыла группа художников-монументалистов. Её возглавила преподаватель монументального искусства Свято-Тихоновского богословского университета г. Москвы Светлана Васютина.

Она рассказала, как создавалась икона для нашего храма. Рождение любого лика таинство, которое становится святыней, достоянием и гордостью.

Мастерам пришлось несколько дней ждать прибытия самой мозаики, так как её отправили отдельно аэрогрузом. Его оформили, как стекло, чтобы не дай Бог в пути не уронили. После долгих ожиданий груз прибыл в аэропорт Приморской столицы. Но времени у гостей на монтаж оставалось немного, поэтому они попросили, чтобы его оформили без проволочек. С Божьей помощью контейнер привезли 30 сентября. Его распаковали, осторожно достали хрупкое содержимое. Размер мозаики поражает - 160 на 120 см.

SONY DSC

Хорошо, что при храме оказались помощники. Без их участия сложно было поднять на строительные леса уникальную конструкцию, вес которой 170 килограммов! Хотя сюжет выглядит, как воздушный.

SONY DSC

Икону монтировали в ночь с 30 сентября на 1 октября. Понятно, что все нервничали. Ведь хрупкую, заготовку, которую можно сравнить с яичной скорлупой, надо было поднять и приложить так, чтобы она не треснула.

Мастерам повезло, во всем им помогали прихожане, особенно, до глубокой ночи трудился Ануш.

-С мозаикой для вашего храма было работать одно удовольствие, - заверил молодой мастер из Москвы Александр Чеботарев. - Это моя профессия. Я люблю свое дело. Разумеется, нельзя сказать что было легко. Эта мозаика отличается тем, что в ней очень мелкий модуль камня. Когда я лик Павла выкладывал, то некоторые детали были мелки, как сахаринки, размер которых менее миллиметра. Мы брали их пинцетом и под микроскопом собирали образ. Для сравнения можно представить вышивальщиц. Это скрупулезный труд. Не случайно мозаику называют живопись в камне. Надо было запастись терпением. И не зря - это принесло награду.

SONY DSC

Мозаику исполняли четыре человека Александр и трое его однокурсниц. Ее выкладывали на своеобразную армированную сетку, наподобие москитной, но только из более прочных волокон, так по кусочкам и образовался слой толщиной в полсантиметра.

-При монтаже мы боялись, что она упадёт с лесов, - рассказал Александр. - Если бы это случилось, то вся работа насмарку. Все обошлось. Для мозаики использовали так называемую советскую смальту, которая чудом сохранилась на складах и в запасниках  институтов. Она считается очень хорошей, - заверил молодой мастер Александр Чеботарев.

Сейчас стали возрождать это мастерство. Мозаика - тяжелейшая техника исполнения. Она и самая дорогая, и очень тяжёлая. Перед мастерами стояла сложная задача, так как Успение - очень сложная и многофигурная композиция.

К слову, сейчас пошёл перелом, и церковные художники могут сказать "свое слово". Современные художники стараются следовать канонам, но и вносить свое новое. Поэтому наша икона настолько индивидуальна, что подобной нет нигде.

Приморская погода весьма капризна, поэтому пришлось выбирать самое надёжное из искусств - живопись в камне. Мозаика оказалась подходящей  для нашего климата. Она должна выдержать и ветер, и дождь, и снег, и солнце, и тайфуны... И уже в понедельник приморская погода испытала работу на прочность. С Божьей помощью лик не только выдержал, то и стал настоящей святыней храма.

SONY DSC

 

SONY DSC

SONY DSC

 

SONY DSC