"И Бог им близок", - взгляд на женские образы в русской литературе

В преддверии Дня женщин-мироносиц в Успенском храме поговорили о том, какие в русской литературе созданы религиозные женские образы. Именно в русской литературе эту тему "сердцем высвечивают" Иван Тургенев, Иван Бунин, Ермолай Еразм и др.

19 апреля, в четверг, на Успенском лектории, который проходит по благословению настоятеля храма епископа Иннокентия, состоялась лекция "Женские религиозные образы в русской литературе". Встреча, которую провел Юрий Николаевич Кабанков, кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии и религиоведения ДВФУ, критик и публицист, вызвала большой интерес. В учебном классе собрались и те, кто уже не в первый раз приходит послушать Юрия Никлаевича, и - новые лица.

Юрий Кабанков начал с того, что эта тема лекции перекликается с предстоящим православным праздником Днем-женщин мироносиц. А еще в ноябре месяце этого года мы отметим 200-летие одного из классиков XIX в. Ивана Сергеевича Тургенева. Любой может сходу перечислить целый ряд произведений, написанных автором, но не каждый может похвастаться, что прочел рассказ ,, Живые мощи". Действительно, в школьную учебную программу он не входит, но включен в сборник "Записки охотника". Он был написан в 1847 г., но в первое издание "Записок охотника" (1852 г.) не вошел. Хотя его можно назвать одним из лучших поэтических образов цикла. Этот рассказ, являющийся, по сути, апологией Православия, был впервые опубликован лишь в 1874 г. в литератерном сборнике "Складчина". Рассказ имел огромный успех.

Главная гериня - Лукерья, 29-летняя женщина, за шесть лет болезни превратившаяся из высокой, полной и белокожей красавицы, хохотуньи, певуньи, плясуньи - практически - в мумию. Но даже и здесь автор показал до какой духовной высоты может подняться простой русский человек.

-Смирение молодой девушки Лукерьи дошло до высокой степени, - рассказал Юрий Николаевич. - Когда собеседник (Тургенев) подивился ее терпению, а она возржает: "Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял … А то вот еще мне сказывал один начетчик … » и она передает поэтическое предание о Жанне Д-Арк, «святой девственнице», как та прогнала агарян со своей родной земли, и потом велела этим агарянам сжечь себя, чтобы «огненной смертью за свой народ помереть». Лукерья религиозна в самом возвышенном и чистом смысле этого слова. Бог ей близок.  Она видит таинственные, чудесные, пророческие сны, Христа видит и Царствие Небесное; видит во сне смерть свою в образе большой женщины с глазами желтыми, как у сокола, и светлыми-пресветлыми, она радостно просит смерть взять ее, и та назначает ей время — «после, мол, Петровок». И Лукерья, действительно, умирает после Петровок — она как бы провидела свой конец.

На лектории поговорили и о главной действуещей героини романа Тургенева "Дворянское гнездо". Лиза Калитина жила в веселье, но у нее была няня Агафья, которая и воспитала девушку, рассказывая о Житие святых и основах православия.

19-летняя девушка влюбляется в 35-летнего господина Лаврецкого. Чувство оказывается взаимным, но их любовь заканчивается разрывом, так как Лаврецкий состоял в браке с другой женщиной (в то время развод был практически невозможен). Не будем пересказывать все произведение, но напомним, что в самом конце Лиза уходит в монастырь. А Лаврецкий все же находит тот самый монастырь, где живет Лиза.

"...Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо‑смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть‑чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо".

Так же поступила и героиня рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Чистый понедельник". И как заметил лектор, оба произведения Тургенева и Бунина имеют, практически, схожие концовки. Рассказчик также находит девушку в монастыре. Одна из сестер, следующая в веренице поющих инокинь во время Крестного хода, вдруг поднимает черные глаза и смотрит прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Тот поворачивается и тихо выходит из ворот...

Незаметно пролетело время встречи. Мы уже беседовали на заседаниях Успенского лектория о Федоре Достоевском, Александре Пушкине, Николае Гоголе, а после этого выступления вновь ждем встреч с лектором.