"Донецкая вратарница"

... Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война. Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказываются в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделяют судьбу обители, хотя имеют возможность уехать в любой момент. Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что приходило на смену страху и непониманию… Оказывается, война может быть самым глубоким – наиболее полным и осмысленным – временем человеческой жизни.

Постер из Интернета

Документальный фильм "Донецкая вратарница" снимался на линии соприкосновения в Свято-Иверском монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Автор Наталья Батраева работала там в течение трех лет. Почти год занял монтаж. Эта лента не случайна – путь к ней шел через Косово, Боснию, Южную Осетию, Крым…

Фильм завоевал ряд высших наград на российских кинофестивалях. Премьеры прошли в России, Сербии, Черногории, Республике Сербской, Германии, Австралии. "Донецкая вратарница" выложена в интернет (ютуб канал Наталья Батраева) и вызвала многочисленные отклики зрителей, основной посыл которых можно охарактеризовать одной фразой: «Это должны увидеть все!»

Шемякин Андрей Михайлович, кинокритик:

«Когда страна находится накануне очередного перелома, хочется узнать, что думают молодые режиссёры о происходящем вокруг. Конечно, фильм не обязан что-то иллюстрировать или доказывать, но важно то, как режиссёр представляет себя в потоке времени. Есть дебюты, идущие в программе фестиваля отдельно. Например, «Донецкая Вратарница». Мне бы хотелось, чтобы на этот фильм обратила внимание молодёжь, потому что это тоже первая работа дебютантов, хотя её и нельзя сравнивать с учебными заданиями, в этом фильме каждый кадр пронизан болью за то, что происходит в Донецке. А для меня наличие боли – самое главное».

Юлия Белоус, член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов:

«Можно сказать, что такой концентрации искренности, правды и человечности наш кинематограф давно не в состоянии предъявить. Казалось бы, фильм о войне? Нет. Он о человеческой душе. Наверное, впервые в жизни, лично я поняла до конца то, что древние греки договорились когда-то называть катарсисом, хотя режиссёр, она же оператор, вовсе к этому не стремилась. Как говорить о том, что началось в 2014 году между Россией и Украиной, никого не оскорбив, не унизив ни единым словом, намёком?! Невыполнимая, казалось бы, задача решена Натальей филигранно, тонко, тактично по отношению к обеим сторонам, опять и опять искренне. Ни слова о политике, зрителю предоставляется безграничная территория для осознания без назойливых указателей... ни одного трупа, ни капли крови. Однако ливень, плач небес, сквозь сгоревшие балки купола монастыря расскажет о войне неизмеримо больше...».

Андрей Самохин, редактор отдела науки, образования, религии газеты "Культура":

«Фильм – страшной силы историческое свидетельство о войне на Донбассе! И при этом, вневременное – всечеловеческое, откровение о жизни и смерти, настоящих и выдуманных ценностях, вере, надежде и любви. Автор снимала фильм три года непрофессиональной камерой (сперва, возила туда гуманитарку), и он вышел потрясающим. И по сути, и по киноязыку. Люди в процессе этой войны, потеряв многое (а кто-то и все) из прошлой жизни, вышли как бы в другое измерение и стали... счастливы. Конечно, особым счастьем – в Боге, в глубочайшем осознании тщеты своих прошлых оценок и жизненных хлопот».

Ирина Хан:

«Фильм-откровение, фильм-событие. Впечатление оставляет неизгладимое. Фильм вроде о войне, разрушениях и смерти... но он больше о Жизни в ее самом концентрированном высоком и настоящем смысле. Политизирован ли фильм? Отнюдь! В нем все на высоте – кадры, нюансы, детали, монологи, музыка. Матушка Михаила – слова исчезают, бессильны описать… Юля, героиня фильма… потрясла ее история, ее улыбка, полная жизни! Нет горечи, нет трагедии, и смех не надрывный, не нервический, а детский, легкий, радостный: "Здесь должна была быть моя келья!" – а на экране зияющая пустота без стен и крыши…».

Документальный фильм «Донецкая вратарница» (2018 г.)

Наталья Батраева - автор сценария, режиссер, оператор.

Лента была создана с целью рассказать о женском монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта.

В 2021 году была издана одноименна книга, получившая гриф Издательского Совета РПЦ (-ИС-Р21-106-0127).

Награды:

Лучший короткометражный фильм фестиваля документального кино «Россия».

Приз кинопрессы фестиваля документального кино «Россия».

Гран-при кинофестиваля «Святой Владимир».

Лучший дебютный документальный фильм кинофестиваля «Лучезарный ангел».

Гран-при кинофестиваля «Вечевой колокол».

Лучшая режиссерская работа кинофестиваля «Радонеж».

Лучший документальный фильм кинофестиваля «8 женщин».

По материалам: https://www.vladivostok-eparhia.ru/blagovest/publikazii/?id=28628

Трейлер:

СМИ о фильме :

http://www.pravoslavie.ru/116496.html  Православие.руРоссия

http://musicnews.kz/doneckaya-vratarnicazhizn-vne-politiki/ «Музыкальная газета», Россия

https://www.youtube.com/watch?v=XWwwi5ohIvA  ТК «Союз», Россия

https://www.youtube.com/watch?time_continue=222&v=htLY2K7GU7s ТК «Анна ньюз», Россия

http://osinform.org/69301-yugoosetinskomu-zritelyu-predstavili-doneckuyu-vratarnicu.html «Алания информ», Южная Осетия

https://www.youtube.com/watch?v=5vQJFAr2XAM&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0uVDP8bUKkKARS3C6tvSSXPYVXwUQ6INBNjLcL7IMedi2lxKnUm3nu_7w  Мининформ, ДНР

http://spc.rs/sr/donjecka_vratarnica_0?fbclid=IwAR3yq2QmHggGGG2mgPMDILTslub5lCyn9YWhRgBbuH5Ef3X8W90ouRARD3Y Официальный сайт Сербской Православной Церкви, Сербия

https://www.youtube.com/watch?v=ciTx4iGUDNo&fbclid=IwAR1WuxOVVdXKDCj9uZMN6AQBPGrAFGzm8oqwfmwjy8AUCssHDfBtuUy6smQ ТВ «Храм», Сербия